МАНГАЗЕЯ: ТВЕРСКИЕ МОТИВЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Творчество, хобби и увлечения

Модераторы: Aneta, ru

Ответить
Игорь Мангазеев
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 апр 2012 22:00

МАНГАЗЕЯ: ТВЕРСКИЕ МОТИВЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Сообщение Игорь Мангазеев » 05 апр 2012 22:05

Кто в настоящее время не только в России, но и во всей Евразии не слышал о Тюмени, Уренгое, Надыме, Ямбурге, о мощных месторождениях углеводородного топлива, рекой текущего через Торжок, и от которого во многом зависит благополучие Российской Федерации? А кто знает о «златокипящей Мангазее» – первом русском городе в сибирском Заполярье? Вспомнит ли кто, что первомученик Сибири именовался Василием Мангазейским, и что сказание о Василии Мангазейском – это первое литературное произведение Сибири?

МАНГАЗЕЯ: ТВЕРСКИЕ МОТИВЫ. Город Мангазея построен на реке Таз в 1601 году, 410 лет назад, но географическая страна Мангазея, некогда занимавшая значительные части нынешних Ямало-Ненецкого и Таймырского автономных округов и север Красноярского края, была известна гораздо раньше. Само слово Мангазея восходит к энецкому роду Монгкаси (Муггади), отсюда и название: ненцы, энцы, нганасаны и селькупы – самодийские народы уральской языковой семьи. Но есть и другое название этой летописной страны – Лукоморье.
Александр Гваньини, в частности, в своём «Описании Европейской Сарматии» прямо указывал: «Область Лукоморья тянется длинной полосой подле северного моря...» В Начальной летописи приводится рассказ новгородца Гюряты о сибирской стране Югре, где «есть горы, заходящие в луку моря...». А на старинной карте, помещённой в книге Сигизмунда Герберштейна «Записи о Московии» (МГУ, 1988, с. 150), прямо указано Лукоморье - область в низовьях Оби. К слову, в XVI-XVII веках Мангазейским морем называлась Тазовская губа.
В контексте наших чтений нам важно, что Мангазея совершенно явственно имеет непосредственное отношение к истории Тверского края – хотя бы потому, что в туруханской ссылке (а село Туруханское в прошлом - не что иное, как город Новая Мангазея) побывали и будущий глава советского государства Михаил Калинин, и один из первых «губернских президентов» Тверского края Дмитрий Булатов.
Надо сказать, что в туруханской ссылке отбывали наказание Иосиф Джугашвили (Сталин) и Яков Свердлов, Сурен Спандарян и Лев Каменев, Филипп (Шая) Голощёкин и все думские большевики, многие другие революционеры. Но для тверского краеведения более примечателен тот факт, что одним из воевод Мангазеи служил Дмитрий Клокачёв, чей отец Фёдор был, кстати сказать, сподвижником князя Пожарского. И следующий Клокачёв, Тимофей Дмитриевич, тоже служил в Сибири - воеводой на реке Таре. Клокачёвы объявились на Руси где-то в середине XV века. В княженье великого князя Василия Васильевича Тёмного из Польши «из Добрынской земли к Москве» выехал знатный шляхтич Александр Клокочский; первые Клокачёвы служили «по Лукам Великим», то есть в соседней с Тверским краем земле, а в XIX веке потомки Александра Клокочского принесли немало пользы для Тверского края.
Заметим также, что первое поселение на месте cтарого Туруханска в дельте реки Турухан основано как зимовье в 1607 году мангазейским воеводой Давыдом Васильевичем Жеребцовым, ржевским дворянином по происхождению. А в 1609-1610 годах Д.В.Жеребцов под предводительством М.В.Скопина-Шуйского участвовал в освободительном походе против «тушинцев».
В пушкинских «Замечаниях о бунте», предназначавшихся Николаю Первому и А.Х.Бенкендорфу, трижды упомянуты Швановичи: Александр - отец и Михаил - сын. Очевидно, эти люди интересовали А.С.Пушкина. В начале марта 1763 года Ингерманландский карабинерный полк, в котором служил офицером Александр Шванович, был отправлен на постоянные квартиры в город Торжок. Здесь А.Шванович прожил около пяти лет. С ним вместе были сыновья Николай и Михаил (будущий соратник Емельяна Пугачёва). В Торжке у старшего Швановича возникло судебное «О битии новоторжского купца», в результате офицеру пришлось покинуть полк и перейти на гражданскую службу.
Михаил Шванович служил ординарцем у князя Г.А. Потёмкина, затем подпоручиком во 2-м гренадерском полку. Взятый в плен Пугачёвым, перешёл к нему на службу, был переводчиком, писал воззвания и письма на немецком и французском языках. Он командовал двухтысячной армией солдат, исполняя обязанности атамана. После роспуска бердинской армии Пугачева сдался оренбургскому губернатору Рейнсдорпу. Как изменник присяге государыне, по приговору суда был «ошельмован преломлением над головой шпаги» и лишён дворянства. Сосланный в Туруханск (Новая Мангазея), умер в 1802 году. Потомки Александра Швановича записаны в «Генеалогию господ дворян Тверской губернии».
Занимаясь поиском корней собственного генеалогического древа, я в 2003 году вступил в переписку с томским историком Владимиром Геннадьевичем Волковым. Потомок рудознатца Михайлы Волкова, чей памятник стоит на одной из площадей Кемерова, В.Г.Волков в свою книгу «Первостроители Томска и их потомки» включил «конного казака Амоско Гордеева сына Мангазея». В личной переписке В.Г.Волков указал, что этот казак Амоско, сын родоначальника Гордея, в 1623 году уже был в Томске: «Думаю, что исходя из данных о Ваших предках, я смогу соединить Ваших Мангазеевых с основателями Томска...». По всей вероятности, Гордей или Амос еще при Борисе Годунове «сошел» в Сибирь с берегов Северной Двины, из Важского уезда, и получил на новом месте родовое прозвище.
…Во Всекузбасской книге Памяти есть запись о заместителе командира штрафбата старшине Петре Ивановиче Мангазееве, уроженце Томской губернии, той местности Кузбасса, откуда и я родом: «Призван Ижморским РВК, 1224-й гаубичный артполк РГК, в/ч 442, п/п 2004, погиб 26 ноября 1942 года, похоронен дер. Романово, Бельский район Смоленской (ныне - Тверской) области». Ясно по дате и месту смерти, что старшина погиб на второй день операции «Марс». И если предположение В.Г.Волкова верно, то Петр Иванович мог быть прямым потомком «конного казака Амоски Гордеева сына Мангазея». Такое вот взаимное переплетение истории, географии и личных судеб.
В заключение хотелось бы отдать долг памяти замечательному археологу и историку Мангазеи - Михаилу Ивановичу Белову,который родился 21 ноября 1916 года в деревне Старое Село Осташковского уезда Тверской губернии. В 2011 году исполнилось и 95 лет со дня его рождения, и 30 лет со дня смерти. Доктор исторических наук, М.И.Белов был крупным исследователем Ямала и Мангазеи. Он умер 27 июня 1981 года, не дождавшись выхода из печати монографии о Мангазее, суммировавшей результаты многолетнего изучения архивных документов и данных археологии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. Здесь употреблено название знаменитой повести Анатолия Кузнецова «Продолжение легенды» о строительстве Иркутской ГЭС. Объясню, почему. Сегодня, 6 апреля 2012 года исполнилось 200 лет со дня рождения А.И.Герцена, а 4 апреля в Твери в Горнице Центральной городской библиотеки им. А.И.Герцена прошла презентация сборника «Памяти Герцена», посвященная 200-летию со дня рождения выдающегося мыслителя. Редакторы сборника – профессор ТвГУ М.В.Строганов и Е.Г.Милюгина. По словам ученого, этот сборник - единственная книга, изданная в России к юбилею выдающегося А.И.Герцена. Профессор Строганов отметил также, что название сборнику дано по ассоциации с широкой известной статьей В.И.Ленина. Поэтому и я позволил себе литературную ассоциацию.
Но почему потребовалось такое отступление? Дело в том, что профессор М.В.Строганов однажды уже помог опубликовать статью о Мангазее «Пушкинское Лукоморье и его “население”» , в которой упоминаются Клокачевы. А в сборнике «Памяти Герцена» также упоминаются дворяне Клокачевы купно с Жеребцовыми Любопытно, в какой связи?
Перед отменой крепостного права в 1861 году в России широко обсуждался крестьянский вопрос. «Колокол» не остался в стороне, причем положение в Тверской губернии освещалось в «Колоколе» так часто, как ни в одной другой губернии.
Тверское дворянство под влиянием своего предводителя предложило прогрессивный по тем временам проект крестьянской реформы, но всеподданнейшее прошение было оставлено императором без последствий. 19 декабря 1859 года Тверской губернской предводитель дворянства Унковский был отстранен от должности и 15 февраля 1860 году отправлен в ссылку в Вятку. Губернским предводителем правительство назначило гвардии штабс-капитана Петра Павловича Клокачева, о котором Герцен отзывался весьма нелестно как о крепостнике.
В номере 70 (выпуск III) «Колокола» от 1 мая 1860 года следует рассказ о Клокачеве. Он и его «клевреты» писали доносы, называя Алексея Унковского, Европеуса (прежде осужденного по делу петрашевцев, но без лишения дворянства) и помещика Алексея Головачева руководителями беспорядков, заговорщиками, волнующими умы, и членами тайного общества.
Нам в этой скандальной истории интересно отдельное упоминание о дворянском роде Клокачевых. У Петра Павловича Клокачева (10.03.1819 – 1878?) было четыре брата (Павлу принадлежала усадьба Заревино, Николаю – поместье Батино в Зубцовском и Слизово в Ржевском уездах) и четыре сестры (Капитолина, Анна и Лариса владели усадьбой Аннино в Ржевскокм уезде). Петр Павлович был женат на Аграфене Дмитриевне Жеребцовой (по словам М.В.Строганова из древнего боярского рода), с которой имел пятерых детей: это Павел (род. 1.01.1848), Петр (род. 19.06.1849), Федот (род. 15.10.1851), Дмитрий (род. 15.10.1853), Алексей (род.1.07.1859). Ему принадлежало сельцо Троицкое и деревня Пестово Зубцовского уезда и поместье Мохначи Ржевского уезда. Петр Павлович выбирался предводителем дворянства Зубцовского уезда в 1854 и 1856 годах. Он всегда стремился к власти и к руководству общественной жизнью в губернии, но долгое время ему приходилось оставаться на втором плане.

Игорь МАНГАЗЕЕВ,
Тверь, 5-6 апреля 2012 г.

Ответить