ИНТЕРЕСЫ МОЛОДЁЖИ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Добавлено: 27 сен 2010 00:25
КОНЦЕПЦИЯ
организационно-воспитательной работы с молодежью
(на основе педагогического опыта соотечественников).
ЦЕЛИ.
консолидация гражданского сообщества в плане системного участия в решении вопросов профилактики чрезвычайных ситуаций в социальной среде (ЧС СС);
создание региональной разновозрастной молодежной организации;
участие в построении эффективной региональной системы личной и общественной безопасности,
построение корпоративной системы социальной мобильности молодежи.
ЗАДАЧИ.
просветительская деятельность в плане профилактики ЧС СС;
военно-патриотическое воспитание молодежи, проведение регулярных военно-спортивных игр и сборов;
работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;
гуманитарная адресная помощь населению;
дополнительное образование с целью формирования системы социальной мобильности молодежи;
охрана общественного порядка в учебных заведениях и по месту жительства;
участие в охране окружающей среды, неотложных аварийно-пожарно-спасательных работах и карантинных мероприятиях под руководством соответствующих специалистов;
участие в создании добровольных пожарных дружин и спасательных формирований по месту жительства и на предприятиях.
Молодежная Дружина общественной безопасности является первичным звеном социальной мобильности перспективной молодежи в новейшей системе корпоративных отношений регионального Фонда "Православное Братство" (в дальнейшем просто Фонд)и «силой прямого действия» против подросткового и национального экстремизма, правового нигилизма.
Человек счастлив, когда переживает чувство душевного комфорта. А это не возможно без дружественных отношений в семье и безопасности в окружающем мире. Именно в этой связи сегодня крайне востребовано духовное единение подростков, их родителей и наставников в рамках организационно-правовой формы Молодежной Дружины общественной безопасности.
Решение конкретных задач воспитательной работы предполагает активное использование многообразных форм ее проведения. Форма воспитания – это организационная сторона воспитательной работы, предполагающая определенный состав воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
Основными формами воспитания являются: спортивные праздники, общественные работы, беседы, собрания, конкурсы, викторины, «круглые столы» с интересными людьми, экскурсии и походы, слеты и т.д.
Метод воспитания и образования – это совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека или коллектива с целью формирования необходимых качеств в плане выполнения поставленных задач. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания и образования не являются универсальными и не решают всех задач. Наиболее успешно эти задачи решаются там, где систему методов воспитания и образования творчески применяют в многообразии форм воспитательно-образовательной работы, опираясь на духовные основы и принципы воспитательной и организационной работы.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Организационную работу с молодежью необходимо развивать по принципу «лучше меньше, но лучше» в спортивном, развлекательном, экологическом и благотворительном направлениях под руководством профессионалов на условиях соревновательной инициативы между ними.
В работе с подростками надо учитывать, что в начале организационной деятельности они подчиняются эмоциональной эйфории, а через некоторое время теряют интерес и частью «отсеиваются». Остаются самые волевые подростки, которые при продолжающейся системной работе становятся надежными преемниками и последователями. Именно с этими подростками и необходимо развивать системную работу, накапливая опыт и раскрывая лидерские качества потенциальных менеджеров.
Работу с молодежью необходимо вести в следующей последовательности:
Провести организационную работу по разным направлениям деятельности, выявить потенциальных Лидеров.
Назначить Лидеров молодежных отделений и их помощников по направлениям деятельности: спортивное, досуговое, информационное и т.д.
Сформировать Совет Лидеров.
Наметить задачи, разработать и утвердить программные задачи.
Определить механизмы решения поставленных задач по каждому направлению деятельности.
Формировать систему стимулирования деятельности членов отряда, порядок поощрений и взысканий.
Вести регулярную разъяснительную работу и информационно - просветительскую деятельность.
Осуществлять системный контроль над исполнением принятых решений.
В работе должны присутствовать организационные формы:
Ритуалы (атрибутика, символика, заявления, общие собрания, праздники и пр.).
Индивидуальный труд (выполнение личных поручений).
Коллективный труд (спортивные состязания, походы, экскурсии, общественные работы и пр.).
Самодостаточность (стабильное финансово-материальное обеспечение деятельности).
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
В современных условиях, когда осуществляется реформирование российского государства, протекающее в сложных экономических и политических условиях, роль духовного фактора неизмеримо возрастает. Это определяется как новой духовной ситуацией в обществе, сложившейся в силу произошедших радикальных изменений в общественно-политической жизни страны, так и зависимостью реализации планов социально-экономических реформ от сознательного, активного участия молодежи в их осуществлении.
Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Указанные права соответствуют гражданским и политическим правам, закрепленным в ст.18 Пакта о гражданских и политических правах. Право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества, составляет основу демократии в конкретном государстве и обществе.
Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность выступали и выступают в качестве регулятора нравственного поведения людей. Подобную функцию религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе опыт благочестия огромного множества предыдущих поколений людей, который мы обнаруживаем в моральных канонах христианства и других мировых религий.
Человеку от рождения свойственно тянуться к небу и в этой связи системная поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины составляет суть воспитания и образования личности.
Искренняя религиозность под воздействием божественной силы пронизывает все чувства и дела человека, полна братской любви и благородства. Она освящает все наши помышления, сообщает спокойствие, значимость и душевную простоту в общении. Она проникает в непорочные сердца наших детей, которые по внутренней чуткости своего богоподобия, угадывают их правдивость и искренность. Она воцерковляет нас, рождая благочестивые отношения и взаимную любовь, чувственное переживание душевного комфорта и духовного удовлетворения, соделывая нас небожителями уже в земной жизни. Именно поэтому воцерковлённость воспитателя является живой облагораживающей силой. В этой связи нам искренне жаль несчастных «атеистов» и поклонников т.н. «либеральных ценностей», которые, в силу греховной падшести человеческого естества, заблудились в «трёх соснах» и оскопили себя отрицанием своего богоподобия. Но Бог Всемилостив и ещё не вечер, а цыплят по осени считают.
В основе воцерковления лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда этот процесс направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией и живым опытом Богообщения. И здесь воспитание и образование личности сводится не к доказательству истины только силой разума, а к познанию истины как откровения Божьего и живого свидетельства о Его славе.
Теория воцерковления призвана научить человека не только жить, но и мыслить сообразно с догматами веры, научить представлять, какую роль в воспитании и образовании играет природа человека, что поддается воспитанию, а что создается исключительно действием божественной силы. И в этой связи бытие человека рассматривается в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет процесс воспитания на конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Церковь представляет реальность духовной основы человека и реальность духовного мира как мира духов, в том числе и духов демонических и раскрывает процесс воспитания личности как гармоничное развитие всех его сил. Здесь идет речь о духовном воспитании, когда Сам Бог открывает истинные знания человеку по мере его готовности к получению этих знаний в процессе воцерковления.
Воспитание - это ни что иное, как вразумление, духовное укрепление и преображение души человека на Пути его восхождения к Богу. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание многими из нас основ вероучения и низкую культовую активность, принципиально важно проводить организационную и воспитательную работу с молодежью с учетом ее религиозной ориентации и вероисповедания.
Вся жизнь Человека—это поле великой битвы со своими страстями. Поскольку же один в поле не воин и побеждает сильнейшее братство единомышленников, необходимо построить единую молодежную организацию сильных духом и крепких телом подростков и научить их развивать и укреплять свои духовно-нравственные, интеллектуальные и физические силы так, чтобы в будущем не теряться в любой экстремальной ситуации и не продавать свою совесть ни за какие коррупционные «откаты»
Развитие смекалки, твердости характера и особенно упорства (терпения) максимально возможное притупление чувства страха, развитие умственных способностей через приобретение профессиональных навыков – основная суть организационной работы с православной молодежью.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.
Вся воспитательная работа с молодежью должна быть направлена на формирование дружественных отношений, солидарности и духовного единения в достижении поставленных целей и задач. В основе воспитания лежат следующие принципы.
Гармония интересов и потребностей.
Воспитывающая сила коллектива принципиально зависит от того, какие интересы и духовные потребности воспитываются у человека и насколько они гармонируют с его личными интересами. И в этой связи девизом Молодёжной Дружины является: «Интересы молодежи - прежде всего, интересы Отечества - превыше всего».
В деятельности Молодёжной Дружины (в дальнейшем просто Дружина) принимают участие люди разного возраста – от старших наставников до ровесников учебных заведений – с различными жизненным, моральным и духовным опытом, разными потребностями, интересами, способностями, увлечениями.
Любая семья и любой другой коллектив – это сложная духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического и духовного развития с разными интересами и потребностями. Чтобы перед нами была настоящая духовная общность людей с разными потребностями и интересами, необходимы такие духовные основы, на которые опирались бы все участники воспитательного процесса.
Гармония воспитания личности достигается лишь при тех условиях, когда желания человека вырастают и утверждаются на почве высокоморальных, умственных и духовных интересов и потребностей. Если интересы и потребности формируются стихийно и связываются главным образом с развлечениями, то духовная жизнь человека становится ущербной, ограниченной животными инстинктами. Наши предки предупреждают из глубины веков: «Если хочешь погубить человека – дай ему все, что он хочет».
Забота.
Нам предстоит создать духовное братство членов Дружины на основе многогранных взаимоотношений, и в первую очередь на основе искреннего уважения к своим соратникам, которое рождает главную силу, сплачивающую любой коллектив единомышленников. Эта сила – забота человека о ближнем, в результате действия которой формируется ответственность человека за человека, ответственность перед коллективом, членами семьи, обществом и Отечеством.
Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность Дружины была проникнута духом заботы и ответственности о всех тех, кто нуждается в их помощи. Первые ручейки той могучей реки, которая называется духовным братством, начинается с отдачи сил во имя благополучия близких и дорогих сердцу людей – членов Дружины, семьи, общества.
Мастерство воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку открыть в себе способность переживать наивысшую радость от сознания того, что он дал, создал, привнес что-то полезное, необходимое, хорошее людям. Забота о людях является огромной духовной силой, которая объединяет людей.
Одна из главных основ воспитания человека – это духовное благородство, которое утверждается в душах тогда, когда человек больше думает и заботится о ближних, чем о себе. Для этого надо научиться чувствовать душевное состояние ближнего, познавать его не только разумом, но и сердцем.
Необходимо добиваться, чтобы радости и боли каждого дружинника входили в сердца других членов молодежного братства. Переживание добра, привнесенного близкими, друзьями – одно из сильнейших проявлений ответственности человека перед коллективом, семьей, обществом. Очень важно, чтобы это добро радовало каждого и необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дружинник как можно больше сил затрачивал во благо окружающих его людей.
Духовное благородство невозможно утвердить одними только мыслями, намерениями, какими бы они красивыми ни были. Качество это – чрезвычайная тонкая вещь, и утверждается оно в сердце только в соединении с трудовыми усилиями и устремленным напряжением своей воли трудиться во благо близких людей.
Наставничество.
Молодежное братство Дружины как воспитывающая сила может существовать лишь постольку, поскольку в нем присутствует направляющая мудрость старших наставников и становится этой силой лишь в том случае, если оно как организационное и нравственное единство одухотворено богатством и житейской мудростью своих воспитателей.
Там, где теория – лишь одна из составных частей многогранной жизни – она увлекательна. Любой коллектив живет богатой, полноценной жизнью тогда, когда в нем есть духовные, гражданские, интеллектуальные, трудовые, эстетические и идейные отношения. Это значит, что сфера общения человека с человеком охватывает многогранность интересов гражданина-патриота. Молодежное братство должно, как магнит, притягивать молодых людей своей интересной, содержательной жизнью.
Гражданственность.
Характерным признаком Дружины должны быть правильно организованные гражданские отношения, когда каждый ощущает себя один на один с коллективом, видит конкретное, наглядное проявление интересов и проблем Дружины и сознательно выбирает путь борьбы за её интересы. Именно такая борьба и создает высшие, особые взаимоотношения между людьми – отношения духовного родства и идейного единомыслия в борьбе во имя благополучия каждого, ответственности перед всей Дружиной.
Дружина-семья-общество - вот та триединая система взаимоотношений, благодаря которой молодежное братство становится силой, воспитывающей активного защитника интересов своего Отечества, чуткого к гражданским и общественным проблемам.
Творчество.
Без целенаправленного руководства педагога-наставника настоящая творческая деятельность невозможна. Смысл ее состоит во всестороннем развитии талантов, накоплении в себе духовного, нравственного, интеллектуального богатства для благотворного влияния на окружающих людей.
Духовное богатство.
Богатство мыслей, убеждений зависит от объема знаний, приобретенных во время теоретических занятий. Но если эти богатства исчерпываются только тем, что узнает дружинник на занятиях и из литературы, духовный мир его будет ограничен рамками земной жизни. Духовно же человек обогащается только тогда, когда духовный уровень не только не отстает от образовательного уровня, но и опережает его.
Важнейшим условием воспитания человека является непрестанное умножение духовно-нравственных ценностей. От того, о чем думает дружинник, от степени чистоты его помыслов, какие интересы его волнуют, как утверждается и развивается потребность в знаниях, какое место в жизни коллектива занимают отношения, основанные на интеллектуальном общении, - от этого зависит богатство взаимоотношений как объединяющая сила нашего православного молодежного братства.
Традиции.
Традиции можно сравнить с сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой ценный вклад. Таким образом, у каждого народа собраны огромные сокровища. Большое искусство и мастерство, горячее сердце и холодная мудрость нужны для того, чтобы эти сокровища не транжирить, а умело использовать в духовной жизни будущих поколений; при этом следует заботиться о том, эта сокровищница постоянно обогащалась новыми ценностями.
Богатство взаимоотношений.
Важнейшим фактором воспитания является сплочение людей в коллектив на основе единства цели и деятельности. У Дружины есть авторитетные покровители из числа национальной элиты с огромным всесторонним потенциалом как старшие духовно богатые единомышленники и соратники в повседневных делах, принимающие непосредственное участие в преумножении духовных и материальных ценностей Дружины, для членов которой благородная миссия ЗАЩИТНИКА интересов Дружины, семьи и Отечества должны стать смыслом жизни.
Учиться жить, бороться со своими страстями и эгоизмом, отдавать все силы во имя развития успеха Дружины, процветания своей семьи и общества в целом дружинник может только на конкретном примере жизнедеятельности своей Дружины, для членов которой личное благополучие открывается именно в ежедневных трудах во имя благополучие каждого соратника.
Эмоциональное богатство.
В практической деятельности Дружины необходимо добиваться того, чтобы, благодаря богатству жизни молодежного братства, каждый подросток переживал высшую человеческую радость – радость творения для соратников и для членов своей семьи, непрестанное накопление внутренних духовных богатств, радость осознания, что тебя ценят и уважают близкие для тебя люди.
Важным условием для успешного воспитания является то, чтобы каждого дружинника тянуло к молодежному братству, чтобы это братство было средой, в которой можно показать себя во всей красе и величии богоподобной Личности.
Дисциплина совести и ответственность.
Одной из граней воспитательного мастерства является умение создать в коллективе такие взаимоотношения, при которых человек все делал бы по совести, дорожил бы честью своего коллектива и осознавал, что такое Дисциплина Совести.
Крайне важно создать в молодежном братстве такие творческие условия, где каждый ставил бы уровень требований сам перед собой, чувствовал ответственность перед Дружиной и на этой основе осознавал бы ответственность перед своей совестью.
Ответственность перед самим собой, перед своей совестью, дисциплина совести формируется на основе ответственности перед всем молодежным братством. Но нельзя воспитывать так, чтобы на каждом шагу своей жизни молодой человек ощущал опеку со стороны Дружины.
Цель воспитания заключается в том, чтобы четкая исполнительская дисциплина стала отличительной чертой, присущей каждому члену молодежного братства, особенно когда он остается наедине с повседневными проблемами и необходимостью преодолевать их должным образом.
Многообразие отношений.
Школьные Дружины, региональные и местные отделения Дружины по месту жительства и Молодежная Дружина Тюменского Регионального Фонда «Православное Братство» – это единая разновозрастная региональная организация детей и молодежи, которые объединены в молодежное братство единомышленников разнообразнейшими отношениями, оттенками духовной жизни, творчества, потребностей и интересов.
Духовное богатство молодежного братства в значительной степени зависит от того, насколько разнообразны и многогранны взаимосвязи между этими группами подростков. В практике повседневной жизни существуют различные взаимоотношения, развивающие и утверждающие чувство ответственности, но дружественные взаимоотношения между младшими и старшими детьми являются начальной школой гражданской ответственности человека за человека.
1.Интеллектуальные отношения. Эти взаимоотношения самые крепкие, самые длительные между младшими и старшими детьми. Благодаря им, обогащается духовная жизнь, умственные интересы переплетаются с интересами дружбы, сотрудничества. Одна из труднейших сфер воспитательной работы – добиться того, чтобы каждое занятие с молодежью стали предметом общественных взаимоотношений, интересов, связей. Без напряженной мыследеятельности, без умственного интереса, без стремления познавать не может быть богатых взаимоотношений в коллективе.
Мастерство воспитания заключается в том, чтобы научить каждого старшего подростка отдавать свои знания младшим и таким образом самим обогащаться интеллектуально. Только благодаря этому и формируется настоящая жажда знаний. Здесь стимулируется желание много читать и знать, чтобы проявить свою значимость и способности перед сверстниками. Воспитывать это желание – одна из самых сложных задач. Воспитательное значение этого состоит, прежде всего, в том, что в основе этой общности в молодежном братстве утверждается общность интеллектуальных интересов, формируются крепчайшие отношения дружбы.
2.Идейно-воспитательные отношения. Эти отношения тесно связаны с интеллектуальными. Но тут на первое место выступает забота об общественной активности, о гражданской деятельности, направленной на утверждение гражданского достоинства и формирование мировоззрения.
Необходимо, чтобы каждый подросток делился своими идейными, гражданскими ценностями со сверстниками, чтобы участие его в общественной жизни было вместе с тем и заботой о духовном богатстве соратников.
В идейно-воспитательных отношениях на первое место выступает утверждение личным примером в конкретных делах одного человека идейных убеждений в сознании, деятельности и поведении другого. Именно такие отношения помогают развивать и культуру семейных отношений.
Повседневную конкретную деятельность детей и молодежи, когда старшие руководят младшими, должна пронизывать общественная идея гражданина-патриота России. Но идейные убеждения утверждаются только тогда, когда человек настойчиво защищает их в своей повседневной жизни. Высшей формой взаимоотношений патриотов является напряженная деятельность за благополучие своих семей, близких людей и процветание Отечества.
Необходимо организовать такую деятельность, в которой участники будничной, ничем не примечательной, на первый взгляд, работы стали бы единомышленниками, видели перед собой высший критерий оценки своего труда и поведения – интересы молодежного братства, интересы процветания России в целом. Одухотворить простую рутинную работу высоким смыслом служения любимому Отечеству – это и есть утверждение идейных взаимоотношений.
3.Идейно-гражданственные отношения. Гражданская инфантильность ведет к ограниченности интеллектуальных интересов человека. Причина этого заключается в отсутствии таких взаимоотношений, при которых человек уже в детстве, в отрочестве непосредственно активно участвовал бы в жизни окружающего общества.
Дружина как воспитывающая сила основывается на богатстве отношений, среди которых на особом месте стоят идейно-гражданственные. А богатство этих отношений зависит от того, в чем видит каждый подросток главный смысл жизни гражданина-патриота; что для него является идеалом, примером для подражания в повседневной жизни, как представляется ему высшая степень нравственного достоинства, доблести, благородства, красоты.
Жить среди людей должно означать видеть себя глазами этих людей, уметь оценивать себя с точки зрения интересов гражданина-патриота России, а это значит, иметь гражданскую совесть. Гражданская совесть и Дисциплина Совести утверждается, когда человек с малых лет отдает все лучшее, что в нем есть, своим товарищам, членам семьи, словно творит себя в другом человеке, стремясь повторить только самое лучшее. Здесь речь идет о единстве гражданской ответственности за самого себя и за других.
Основа любых взаимоотношений – это труд, активная деятельность, творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы приобщить подростков к такой деятельности, в которой они на собственном бы опыте видели, что они делают полезное и необходимое обществу дело, и чтобы это дело приносило чувство радости не только участникам, но и всей Дружине.
От того, что является основным источником радости для подростка, - то ли, что он получает, то ли, что он дает, жертвует- зависит его дисциплина, ответственность перед коллективом и перед своей совестью. Безнравственными дети становятся тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – примитивная радость удовлетворения личных эгоистических потребностей.
Отношение человека к идеям – это исключительно важный фактор воспитания. От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: его нравственное содержание, единство его сознания и поведения, дисциплина, понимание ответственности перед соратником, семьей и Отечеством.
Идейно-гражданственная основа молодежного братства проявляется в стремлении каждого смотреть на окружающий мир глазами гражданина-патриота России, в том, чтобы гражданское мировосприятие уже с детских лет стало тем зеркалом, в котором человек видит самого себя, оценивая свое поведение с позиции патриота родного Отечества, выявляет отношение к самому себе в мыслях, переживаниях, поступках, направленных на самовоспитание.
Принципиально необходимыми условиями самореализации личности является направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание – особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных поступков, отношение к учебе, к окружающим, к себе. Оно осуществляется путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: «Кто есть Я?»
Самонаблюдение – умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, человек начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.
Самооценка – единство знания самого себя и отношение к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.
Особое место в самовоспитании занимает самовнушение. Образно говоря, самовнушение – это мощный рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой. Психологическая сущность этого приема – пробудить и укрепит веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к поставленной цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных установок: «должен – хочу – могу – есть». Например: «Я должен быть честным!», «Я хочу быть честным!», «Я могу быть честным!», «Я стал честным!». Проводить такую тренировку необходимо перед сном и утром сразу после пробуждения по 4 - 5 раз подряд с временным интервалом в 2-3 мин. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг надо переключить на другие актуальные стороны совершенствования своей личности: выработку вежливости, точности, уравновешенности и т.д. Следует учитывать правила, которые повышают действенность тренинга: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании); фразы должны произноситься только в утвердительной форме.
Приемы самопринуждения близки по своему характеру к самовнушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как правило, выделяют самоосуждение и самозапрещение (воздержание).
Самоосуждение – это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности бывает различной и может выразиться в виде внутреннего диалога, в котором человек, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя.
Самозапрещение (воздержание) – добровольный отказ от собственных намерений и действий. Самозапрещение помогает бороться со своими страстями, разрешать конфликтные ситуации между ближними, укрепляет силу духа, облагораживает человека. Применяя метод самозапрещения (воздержания) человек как бы накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.
В активном отношении к себе, в умении правильно выявить свою гражданскую сущность проявляется главнейший критерий воспитывающей силы. Настоящее мастерство самовоспитания заключается в том, чтобы в повседневном труде и поведении усматривалось исполнение своего гражданского долга гражданина-патриота России.
4.Учебно-трудовые отношения. Огромную роль играет развитие многосторонних направлений деятельности, в которых старшие подростки личным примером передают младшим свои трудовые навыки по принципу «делай как я». Для старшего подростка руководство младшей группой тружеников является ярчайшей формой самовыражения, самоутверждения, самовоспитания и приобретения личного опыта организационной и управленческой деятельности. Стремясь передать своим подопечным все лучшее, что есть в нем самом, старший подросток становиться организатором, воспитателем, творцом, Лидером.
Воспитательная ценность трудовых отношений состоит в том, что гражданские идеи воплощаются в конкретном труде, находят свое проявление в отношениях ответственности; при этом ответственность перед молодежным братством сливается с ответственностью перед семьей, перед всем обществом. Тот, кто умеет отвечать за свои поступки и дела, сумеет помочь воспитать чувство ответственности и другим.
5.Творческие отношения. Старшие подростки должны помогать в работе с младшими в различных направлениях деятельности. В самодеятельно-творческих коллективах происходит обмен духовными ценностями, что доставляет их членам эстетическое удовлетворение, духовную радость. Большое воспитательное значение этой деятельности состоит именно в том, что радость доставляет то, что создается своими руками.
Чтобы молодежное братство было крепким, а взаимоотношения между его членами стимулировали их духовный рост, нельзя допускать потребительского отношения к духовным богатствам. Усилия молодежного братства следует направлять не только на создание материальных ценностей общества, но и удовлетворение духовных, эстетических потребностей.
Одаренные дети без ограничения в возрасте – бесценное богатство нашего общества. Реализуя свои таланты, они не только преумножают их, но и побуждают сверстников пытливо относится к своим способностям. Поэтому крайне необходимо включать одаренных детей и подростков в деятельность молодежного братства.
Одной из важнейших форм творческой деятельности является отдых. В спортивных состязаниях, туристских походах и экскурсиях тесно переплетаются идейные и трудовые отношения, а ответственность человека за человека выступает тут с особой силой. Во время похода, экскурсии, игры или состязания создаются такие обстоятельства, в которых каждый участник наиболее полно раскрывает себя, показывает перед своими соратниками все, что в нем есть хорошего и плохого.
Воспитательный смысл отношений в условиях такой деятельности состоит в том, чтобы эти обстоятельства усложнялись как можно больше. Требовательность, дисциплина, ответственность в таких мероприятиях – плоды подлинного воспитательного творчества; и от того, в какой мере ответственность и дисциплина являются творчеством, зависит воспитывающая сила молодежного братства.
организационно-воспитательной работы с молодежью
(на основе педагогического опыта соотечественников).
ЦЕЛИ.
консолидация гражданского сообщества в плане системного участия в решении вопросов профилактики чрезвычайных ситуаций в социальной среде (ЧС СС);
создание региональной разновозрастной молодежной организации;
участие в построении эффективной региональной системы личной и общественной безопасности,
построение корпоративной системы социальной мобильности молодежи.
ЗАДАЧИ.
просветительская деятельность в плане профилактики ЧС СС;
военно-патриотическое воспитание молодежи, проведение регулярных военно-спортивных игр и сборов;
работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;
гуманитарная адресная помощь населению;
дополнительное образование с целью формирования системы социальной мобильности молодежи;
охрана общественного порядка в учебных заведениях и по месту жительства;
участие в охране окружающей среды, неотложных аварийно-пожарно-спасательных работах и карантинных мероприятиях под руководством соответствующих специалистов;
участие в создании добровольных пожарных дружин и спасательных формирований по месту жительства и на предприятиях.
Молодежная Дружина общественной безопасности является первичным звеном социальной мобильности перспективной молодежи в новейшей системе корпоративных отношений регионального Фонда "Православное Братство" (в дальнейшем просто Фонд)и «силой прямого действия» против подросткового и национального экстремизма, правового нигилизма.
Человек счастлив, когда переживает чувство душевного комфорта. А это не возможно без дружественных отношений в семье и безопасности в окружающем мире. Именно в этой связи сегодня крайне востребовано духовное единение подростков, их родителей и наставников в рамках организационно-правовой формы Молодежной Дружины общественной безопасности.
Решение конкретных задач воспитательной работы предполагает активное использование многообразных форм ее проведения. Форма воспитания – это организационная сторона воспитательной работы, предполагающая определенный состав воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
Основными формами воспитания являются: спортивные праздники, общественные работы, беседы, собрания, конкурсы, викторины, «круглые столы» с интересными людьми, экскурсии и походы, слеты и т.д.
Метод воспитания и образования – это совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека или коллектива с целью формирования необходимых качеств в плане выполнения поставленных задач. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания и образования не являются универсальными и не решают всех задач. Наиболее успешно эти задачи решаются там, где систему методов воспитания и образования творчески применяют в многообразии форм воспитательно-образовательной работы, опираясь на духовные основы и принципы воспитательной и организационной работы.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Организационную работу с молодежью необходимо развивать по принципу «лучше меньше, но лучше» в спортивном, развлекательном, экологическом и благотворительном направлениях под руководством профессионалов на условиях соревновательной инициативы между ними.
В работе с подростками надо учитывать, что в начале организационной деятельности они подчиняются эмоциональной эйфории, а через некоторое время теряют интерес и частью «отсеиваются». Остаются самые волевые подростки, которые при продолжающейся системной работе становятся надежными преемниками и последователями. Именно с этими подростками и необходимо развивать системную работу, накапливая опыт и раскрывая лидерские качества потенциальных менеджеров.
Работу с молодежью необходимо вести в следующей последовательности:
Провести организационную работу по разным направлениям деятельности, выявить потенциальных Лидеров.
Назначить Лидеров молодежных отделений и их помощников по направлениям деятельности: спортивное, досуговое, информационное и т.д.
Сформировать Совет Лидеров.
Наметить задачи, разработать и утвердить программные задачи.
Определить механизмы решения поставленных задач по каждому направлению деятельности.
Формировать систему стимулирования деятельности членов отряда, порядок поощрений и взысканий.
Вести регулярную разъяснительную работу и информационно - просветительскую деятельность.
Осуществлять системный контроль над исполнением принятых решений.
В работе должны присутствовать организационные формы:
Ритуалы (атрибутика, символика, заявления, общие собрания, праздники и пр.).
Индивидуальный труд (выполнение личных поручений).
Коллективный труд (спортивные состязания, походы, экскурсии, общественные работы и пр.).
Самодостаточность (стабильное финансово-материальное обеспечение деятельности).
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
В современных условиях, когда осуществляется реформирование российского государства, протекающее в сложных экономических и политических условиях, роль духовного фактора неизмеримо возрастает. Это определяется как новой духовной ситуацией в обществе, сложившейся в силу произошедших радикальных изменений в общественно-политической жизни страны, так и зависимостью реализации планов социально-экономических реформ от сознательного, активного участия молодежи в их осуществлении.
Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Указанные права соответствуют гражданским и политическим правам, закрепленным в ст.18 Пакта о гражданских и политических правах. Право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества, составляет основу демократии в конкретном государстве и обществе.
Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность выступали и выступают в качестве регулятора нравственного поведения людей. Подобную функцию религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе опыт благочестия огромного множества предыдущих поколений людей, который мы обнаруживаем в моральных канонах христианства и других мировых религий.
Человеку от рождения свойственно тянуться к небу и в этой связи системная поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины составляет суть воспитания и образования личности.
Искренняя религиозность под воздействием божественной силы пронизывает все чувства и дела человека, полна братской любви и благородства. Она освящает все наши помышления, сообщает спокойствие, значимость и душевную простоту в общении. Она проникает в непорочные сердца наших детей, которые по внутренней чуткости своего богоподобия, угадывают их правдивость и искренность. Она воцерковляет нас, рождая благочестивые отношения и взаимную любовь, чувственное переживание душевного комфорта и духовного удовлетворения, соделывая нас небожителями уже в земной жизни. Именно поэтому воцерковлённость воспитателя является живой облагораживающей силой. В этой связи нам искренне жаль несчастных «атеистов» и поклонников т.н. «либеральных ценностей», которые, в силу греховной падшести человеческого естества, заблудились в «трёх соснах» и оскопили себя отрицанием своего богоподобия. Но Бог Всемилостив и ещё не вечер, а цыплят по осени считают.
В основе воцерковления лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда этот процесс направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией и живым опытом Богообщения. И здесь воспитание и образование личности сводится не к доказательству истины только силой разума, а к познанию истины как откровения Божьего и живого свидетельства о Его славе.
Теория воцерковления призвана научить человека не только жить, но и мыслить сообразно с догматами веры, научить представлять, какую роль в воспитании и образовании играет природа человека, что поддается воспитанию, а что создается исключительно действием божественной силы. И в этой связи бытие человека рассматривается в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет процесс воспитания на конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Церковь представляет реальность духовной основы человека и реальность духовного мира как мира духов, в том числе и духов демонических и раскрывает процесс воспитания личности как гармоничное развитие всех его сил. Здесь идет речь о духовном воспитании, когда Сам Бог открывает истинные знания человеку по мере его готовности к получению этих знаний в процессе воцерковления.
Воспитание - это ни что иное, как вразумление, духовное укрепление и преображение души человека на Пути его восхождения к Богу. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание многими из нас основ вероучения и низкую культовую активность, принципиально важно проводить организационную и воспитательную работу с молодежью с учетом ее религиозной ориентации и вероисповедания.
Вся жизнь Человека—это поле великой битвы со своими страстями. Поскольку же один в поле не воин и побеждает сильнейшее братство единомышленников, необходимо построить единую молодежную организацию сильных духом и крепких телом подростков и научить их развивать и укреплять свои духовно-нравственные, интеллектуальные и физические силы так, чтобы в будущем не теряться в любой экстремальной ситуации и не продавать свою совесть ни за какие коррупционные «откаты»
Развитие смекалки, твердости характера и особенно упорства (терпения) максимально возможное притупление чувства страха, развитие умственных способностей через приобретение профессиональных навыков – основная суть организационной работы с православной молодежью.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.
Вся воспитательная работа с молодежью должна быть направлена на формирование дружественных отношений, солидарности и духовного единения в достижении поставленных целей и задач. В основе воспитания лежат следующие принципы.
Гармония интересов и потребностей.
Воспитывающая сила коллектива принципиально зависит от того, какие интересы и духовные потребности воспитываются у человека и насколько они гармонируют с его личными интересами. И в этой связи девизом Молодёжной Дружины является: «Интересы молодежи - прежде всего, интересы Отечества - превыше всего».
В деятельности Молодёжной Дружины (в дальнейшем просто Дружина) принимают участие люди разного возраста – от старших наставников до ровесников учебных заведений – с различными жизненным, моральным и духовным опытом, разными потребностями, интересами, способностями, увлечениями.
Любая семья и любой другой коллектив – это сложная духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического и духовного развития с разными интересами и потребностями. Чтобы перед нами была настоящая духовная общность людей с разными потребностями и интересами, необходимы такие духовные основы, на которые опирались бы все участники воспитательного процесса.
Гармония воспитания личности достигается лишь при тех условиях, когда желания человека вырастают и утверждаются на почве высокоморальных, умственных и духовных интересов и потребностей. Если интересы и потребности формируются стихийно и связываются главным образом с развлечениями, то духовная жизнь человека становится ущербной, ограниченной животными инстинктами. Наши предки предупреждают из глубины веков: «Если хочешь погубить человека – дай ему все, что он хочет».
Забота.
Нам предстоит создать духовное братство членов Дружины на основе многогранных взаимоотношений, и в первую очередь на основе искреннего уважения к своим соратникам, которое рождает главную силу, сплачивающую любой коллектив единомышленников. Эта сила – забота человека о ближнем, в результате действия которой формируется ответственность человека за человека, ответственность перед коллективом, членами семьи, обществом и Отечеством.
Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность Дружины была проникнута духом заботы и ответственности о всех тех, кто нуждается в их помощи. Первые ручейки той могучей реки, которая называется духовным братством, начинается с отдачи сил во имя благополучия близких и дорогих сердцу людей – членов Дружины, семьи, общества.
Мастерство воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку открыть в себе способность переживать наивысшую радость от сознания того, что он дал, создал, привнес что-то полезное, необходимое, хорошее людям. Забота о людях является огромной духовной силой, которая объединяет людей.
Одна из главных основ воспитания человека – это духовное благородство, которое утверждается в душах тогда, когда человек больше думает и заботится о ближних, чем о себе. Для этого надо научиться чувствовать душевное состояние ближнего, познавать его не только разумом, но и сердцем.
Необходимо добиваться, чтобы радости и боли каждого дружинника входили в сердца других членов молодежного братства. Переживание добра, привнесенного близкими, друзьями – одно из сильнейших проявлений ответственности человека перед коллективом, семьей, обществом. Очень важно, чтобы это добро радовало каждого и необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дружинник как можно больше сил затрачивал во благо окружающих его людей.
Духовное благородство невозможно утвердить одними только мыслями, намерениями, какими бы они красивыми ни были. Качество это – чрезвычайная тонкая вещь, и утверждается оно в сердце только в соединении с трудовыми усилиями и устремленным напряжением своей воли трудиться во благо близких людей.
Наставничество.
Молодежное братство Дружины как воспитывающая сила может существовать лишь постольку, поскольку в нем присутствует направляющая мудрость старших наставников и становится этой силой лишь в том случае, если оно как организационное и нравственное единство одухотворено богатством и житейской мудростью своих воспитателей.
Там, где теория – лишь одна из составных частей многогранной жизни – она увлекательна. Любой коллектив живет богатой, полноценной жизнью тогда, когда в нем есть духовные, гражданские, интеллектуальные, трудовые, эстетические и идейные отношения. Это значит, что сфера общения человека с человеком охватывает многогранность интересов гражданина-патриота. Молодежное братство должно, как магнит, притягивать молодых людей своей интересной, содержательной жизнью.
Гражданственность.
Характерным признаком Дружины должны быть правильно организованные гражданские отношения, когда каждый ощущает себя один на один с коллективом, видит конкретное, наглядное проявление интересов и проблем Дружины и сознательно выбирает путь борьбы за её интересы. Именно такая борьба и создает высшие, особые взаимоотношения между людьми – отношения духовного родства и идейного единомыслия в борьбе во имя благополучия каждого, ответственности перед всей Дружиной.
Дружина-семья-общество - вот та триединая система взаимоотношений, благодаря которой молодежное братство становится силой, воспитывающей активного защитника интересов своего Отечества, чуткого к гражданским и общественным проблемам.
Творчество.
Без целенаправленного руководства педагога-наставника настоящая творческая деятельность невозможна. Смысл ее состоит во всестороннем развитии талантов, накоплении в себе духовного, нравственного, интеллектуального богатства для благотворного влияния на окружающих людей.
Духовное богатство.
Богатство мыслей, убеждений зависит от объема знаний, приобретенных во время теоретических занятий. Но если эти богатства исчерпываются только тем, что узнает дружинник на занятиях и из литературы, духовный мир его будет ограничен рамками земной жизни. Духовно же человек обогащается только тогда, когда духовный уровень не только не отстает от образовательного уровня, но и опережает его.
Важнейшим условием воспитания человека является непрестанное умножение духовно-нравственных ценностей. От того, о чем думает дружинник, от степени чистоты его помыслов, какие интересы его волнуют, как утверждается и развивается потребность в знаниях, какое место в жизни коллектива занимают отношения, основанные на интеллектуальном общении, - от этого зависит богатство взаимоотношений как объединяющая сила нашего православного молодежного братства.
Традиции.
Традиции можно сравнить с сокровищницей, куда каждое поколение вносит свой ценный вклад. Таким образом, у каждого народа собраны огромные сокровища. Большое искусство и мастерство, горячее сердце и холодная мудрость нужны для того, чтобы эти сокровища не транжирить, а умело использовать в духовной жизни будущих поколений; при этом следует заботиться о том, эта сокровищница постоянно обогащалась новыми ценностями.
Богатство взаимоотношений.
Важнейшим фактором воспитания является сплочение людей в коллектив на основе единства цели и деятельности. У Дружины есть авторитетные покровители из числа национальной элиты с огромным всесторонним потенциалом как старшие духовно богатые единомышленники и соратники в повседневных делах, принимающие непосредственное участие в преумножении духовных и материальных ценностей Дружины, для членов которой благородная миссия ЗАЩИТНИКА интересов Дружины, семьи и Отечества должны стать смыслом жизни.
Учиться жить, бороться со своими страстями и эгоизмом, отдавать все силы во имя развития успеха Дружины, процветания своей семьи и общества в целом дружинник может только на конкретном примере жизнедеятельности своей Дружины, для членов которой личное благополучие открывается именно в ежедневных трудах во имя благополучие каждого соратника.
Эмоциональное богатство.
В практической деятельности Дружины необходимо добиваться того, чтобы, благодаря богатству жизни молодежного братства, каждый подросток переживал высшую человеческую радость – радость творения для соратников и для членов своей семьи, непрестанное накопление внутренних духовных богатств, радость осознания, что тебя ценят и уважают близкие для тебя люди.
Важным условием для успешного воспитания является то, чтобы каждого дружинника тянуло к молодежному братству, чтобы это братство было средой, в которой можно показать себя во всей красе и величии богоподобной Личности.
Дисциплина совести и ответственность.
Одной из граней воспитательного мастерства является умение создать в коллективе такие взаимоотношения, при которых человек все делал бы по совести, дорожил бы честью своего коллектива и осознавал, что такое Дисциплина Совести.
Крайне важно создать в молодежном братстве такие творческие условия, где каждый ставил бы уровень требований сам перед собой, чувствовал ответственность перед Дружиной и на этой основе осознавал бы ответственность перед своей совестью.
Ответственность перед самим собой, перед своей совестью, дисциплина совести формируется на основе ответственности перед всем молодежным братством. Но нельзя воспитывать так, чтобы на каждом шагу своей жизни молодой человек ощущал опеку со стороны Дружины.
Цель воспитания заключается в том, чтобы четкая исполнительская дисциплина стала отличительной чертой, присущей каждому члену молодежного братства, особенно когда он остается наедине с повседневными проблемами и необходимостью преодолевать их должным образом.
Многообразие отношений.
Школьные Дружины, региональные и местные отделения Дружины по месту жительства и Молодежная Дружина Тюменского Регионального Фонда «Православное Братство» – это единая разновозрастная региональная организация детей и молодежи, которые объединены в молодежное братство единомышленников разнообразнейшими отношениями, оттенками духовной жизни, творчества, потребностей и интересов.
Духовное богатство молодежного братства в значительной степени зависит от того, насколько разнообразны и многогранны взаимосвязи между этими группами подростков. В практике повседневной жизни существуют различные взаимоотношения, развивающие и утверждающие чувство ответственности, но дружественные взаимоотношения между младшими и старшими детьми являются начальной школой гражданской ответственности человека за человека.
1.Интеллектуальные отношения. Эти взаимоотношения самые крепкие, самые длительные между младшими и старшими детьми. Благодаря им, обогащается духовная жизнь, умственные интересы переплетаются с интересами дружбы, сотрудничества. Одна из труднейших сфер воспитательной работы – добиться того, чтобы каждое занятие с молодежью стали предметом общественных взаимоотношений, интересов, связей. Без напряженной мыследеятельности, без умственного интереса, без стремления познавать не может быть богатых взаимоотношений в коллективе.
Мастерство воспитания заключается в том, чтобы научить каждого старшего подростка отдавать свои знания младшим и таким образом самим обогащаться интеллектуально. Только благодаря этому и формируется настоящая жажда знаний. Здесь стимулируется желание много читать и знать, чтобы проявить свою значимость и способности перед сверстниками. Воспитывать это желание – одна из самых сложных задач. Воспитательное значение этого состоит, прежде всего, в том, что в основе этой общности в молодежном братстве утверждается общность интеллектуальных интересов, формируются крепчайшие отношения дружбы.
2.Идейно-воспитательные отношения. Эти отношения тесно связаны с интеллектуальными. Но тут на первое место выступает забота об общественной активности, о гражданской деятельности, направленной на утверждение гражданского достоинства и формирование мировоззрения.
Необходимо, чтобы каждый подросток делился своими идейными, гражданскими ценностями со сверстниками, чтобы участие его в общественной жизни было вместе с тем и заботой о духовном богатстве соратников.
В идейно-воспитательных отношениях на первое место выступает утверждение личным примером в конкретных делах одного человека идейных убеждений в сознании, деятельности и поведении другого. Именно такие отношения помогают развивать и культуру семейных отношений.
Повседневную конкретную деятельность детей и молодежи, когда старшие руководят младшими, должна пронизывать общественная идея гражданина-патриота России. Но идейные убеждения утверждаются только тогда, когда человек настойчиво защищает их в своей повседневной жизни. Высшей формой взаимоотношений патриотов является напряженная деятельность за благополучие своих семей, близких людей и процветание Отечества.
Необходимо организовать такую деятельность, в которой участники будничной, ничем не примечательной, на первый взгляд, работы стали бы единомышленниками, видели перед собой высший критерий оценки своего труда и поведения – интересы молодежного братства, интересы процветания России в целом. Одухотворить простую рутинную работу высоким смыслом служения любимому Отечеству – это и есть утверждение идейных взаимоотношений.
3.Идейно-гражданственные отношения. Гражданская инфантильность ведет к ограниченности интеллектуальных интересов человека. Причина этого заключается в отсутствии таких взаимоотношений, при которых человек уже в детстве, в отрочестве непосредственно активно участвовал бы в жизни окружающего общества.
Дружина как воспитывающая сила основывается на богатстве отношений, среди которых на особом месте стоят идейно-гражданственные. А богатство этих отношений зависит от того, в чем видит каждый подросток главный смысл жизни гражданина-патриота; что для него является идеалом, примером для подражания в повседневной жизни, как представляется ему высшая степень нравственного достоинства, доблести, благородства, красоты.
Жить среди людей должно означать видеть себя глазами этих людей, уметь оценивать себя с точки зрения интересов гражданина-патриота России, а это значит, иметь гражданскую совесть. Гражданская совесть и Дисциплина Совести утверждается, когда человек с малых лет отдает все лучшее, что в нем есть, своим товарищам, членам семьи, словно творит себя в другом человеке, стремясь повторить только самое лучшее. Здесь речь идет о единстве гражданской ответственности за самого себя и за других.
Основа любых взаимоотношений – это труд, активная деятельность, творчество. Задача воспитателя состоит в том, чтобы приобщить подростков к такой деятельности, в которой они на собственном бы опыте видели, что они делают полезное и необходимое обществу дело, и чтобы это дело приносило чувство радости не только участникам, но и всей Дружине.
От того, что является основным источником радости для подростка, - то ли, что он получает, то ли, что он дает, жертвует- зависит его дисциплина, ответственность перед коллективом и перед своей совестью. Безнравственными дети становятся тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – примитивная радость удовлетворения личных эгоистических потребностей.
Отношение человека к идеям – это исключительно важный фактор воспитания. От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: его нравственное содержание, единство его сознания и поведения, дисциплина, понимание ответственности перед соратником, семьей и Отечеством.
Идейно-гражданственная основа молодежного братства проявляется в стремлении каждого смотреть на окружающий мир глазами гражданина-патриота России, в том, чтобы гражданское мировосприятие уже с детских лет стало тем зеркалом, в котором человек видит самого себя, оценивая свое поведение с позиции патриота родного Отечества, выявляет отношение к самому себе в мыслях, переживаниях, поступках, направленных на самовоспитание.
Принципиально необходимыми условиями самореализации личности является направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание – особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных поступков, отношение к учебе, к окружающим, к себе. Оно осуществляется путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: «Кто есть Я?»
Самонаблюдение – умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, человек начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.
Самооценка – единство знания самого себя и отношение к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.
Особое место в самовоспитании занимает самовнушение. Образно говоря, самовнушение – это мощный рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой. Психологическая сущность этого приема – пробудить и укрепит веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к поставленной цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных установок: «должен – хочу – могу – есть». Например: «Я должен быть честным!», «Я хочу быть честным!», «Я могу быть честным!», «Я стал честным!». Проводить такую тренировку необходимо перед сном и утром сразу после пробуждения по 4 - 5 раз подряд с временным интервалом в 2-3 мин. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг надо переключить на другие актуальные стороны совершенствования своей личности: выработку вежливости, точности, уравновешенности и т.д. Следует учитывать правила, которые повышают действенность тренинга: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании); фразы должны произноситься только в утвердительной форме.
Приемы самопринуждения близки по своему характеру к самовнушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как правило, выделяют самоосуждение и самозапрещение (воздержание).
Самоосуждение – это искреннее недовольство своими действиями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности бывает различной и может выразиться в виде внутреннего диалога, в котором человек, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя.
Самозапрещение (воздержание) – добровольный отказ от собственных намерений и действий. Самозапрещение помогает бороться со своими страстями, разрешать конфликтные ситуации между ближними, укрепляет силу духа, облагораживает человека. Применяя метод самозапрещения (воздержания) человек как бы накладывает вето на отклонения и соблазны, уводящие в сторону от намеченного пути.
В активном отношении к себе, в умении правильно выявить свою гражданскую сущность проявляется главнейший критерий воспитывающей силы. Настоящее мастерство самовоспитания заключается в том, чтобы в повседневном труде и поведении усматривалось исполнение своего гражданского долга гражданина-патриота России.
4.Учебно-трудовые отношения. Огромную роль играет развитие многосторонних направлений деятельности, в которых старшие подростки личным примером передают младшим свои трудовые навыки по принципу «делай как я». Для старшего подростка руководство младшей группой тружеников является ярчайшей формой самовыражения, самоутверждения, самовоспитания и приобретения личного опыта организационной и управленческой деятельности. Стремясь передать своим подопечным все лучшее, что есть в нем самом, старший подросток становиться организатором, воспитателем, творцом, Лидером.
Воспитательная ценность трудовых отношений состоит в том, что гражданские идеи воплощаются в конкретном труде, находят свое проявление в отношениях ответственности; при этом ответственность перед молодежным братством сливается с ответственностью перед семьей, перед всем обществом. Тот, кто умеет отвечать за свои поступки и дела, сумеет помочь воспитать чувство ответственности и другим.
5.Творческие отношения. Старшие подростки должны помогать в работе с младшими в различных направлениях деятельности. В самодеятельно-творческих коллективах происходит обмен духовными ценностями, что доставляет их членам эстетическое удовлетворение, духовную радость. Большое воспитательное значение этой деятельности состоит именно в том, что радость доставляет то, что создается своими руками.
Чтобы молодежное братство было крепким, а взаимоотношения между его членами стимулировали их духовный рост, нельзя допускать потребительского отношения к духовным богатствам. Усилия молодежного братства следует направлять не только на создание материальных ценностей общества, но и удовлетворение духовных, эстетических потребностей.
Одаренные дети без ограничения в возрасте – бесценное богатство нашего общества. Реализуя свои таланты, они не только преумножают их, но и побуждают сверстников пытливо относится к своим способностям. Поэтому крайне необходимо включать одаренных детей и подростков в деятельность молодежного братства.
Одной из важнейших форм творческой деятельности является отдых. В спортивных состязаниях, туристских походах и экскурсиях тесно переплетаются идейные и трудовые отношения, а ответственность человека за человека выступает тут с особой силой. Во время похода, экскурсии, игры или состязания создаются такие обстоятельства, в которых каждый участник наиболее полно раскрывает себя, показывает перед своими соратниками все, что в нем есть хорошего и плохого.
Воспитательный смысл отношений в условиях такой деятельности состоит в том, чтобы эти обстоятельства усложнялись как можно больше. Требовательность, дисциплина, ответственность в таких мероприятиях – плоды подлинного воспитательного творчества; и от того, в какой мере ответственность и дисциплина являются творчеством, зависит воспитывающая сила молодежного братства.